
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий три вида деятельности, ведет Книгу учета доходов и расходов в электронном виде в удобной для него форме: в одном разделе по всем производимым операциям, а не в нескольких разделах, как предлагается в "примерной форме Книги учета" Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций. При проведении проверки декларации по налогу на доходы физических лиц по требованию налоговой инспекции он представил распечатанную Книгу учета. По результатам проверки он был привлечен к административной ответственности за нарушение порядка ведения учета доходов и расходов. Правомерны ли действия налоговых органов и каков порядок согласования с налоговым органом формы Книги учета? В какие сроки она должна быть выведена на бумажные носители, если она ведется в электронном виде? Ответ: Пунктом 7 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденного совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.02 г. № 86н/БГ-3-04/430 и введенного в действие с 11 сентября 2002 г., предусмотрено, что индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета, примерная форма которой приведена в приложении к указанному Порядку. Учет полученных доходов и произведенных расходов ведется раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности, для чего соответствующие разделы Книги учета целесообразно разбить на отдельные подразделы.
При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности налогоплательщик по согласованию с налоговым органом вправе самостоятельно разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности. Однако разработанная им форма должна обеспечивать правильное исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также предоставлять налоговым органам возможность осуществлять проверку полноты и правильности отражения сведений, указанных им в своей налоговой декларации.
При разработке новой формы Книги учета в соответствии со спецификой своей деятельности индивидуальному предпринимателю предоставлено право добавлять необходимые графы, когда для расчета налогооблагаемого дохода требуются дополнительные показатели, либо исключать неиспользуемые графы в тех случаях, когда для определения налоговой базы не требуется всех имеющихся в примерной форме Книги учета показателей, в связи с чем часть показателей никогда не будет заполняться предпринимателем. В случае изменения формы Книги учета необходимо соблюдение следующих обязательных условий: форма Книги учета должна быть согласована с налоговым органом по месту учета (месту жительства) и предусматривать учет товарно-материальных ценностей как в количественном, так и в суммовом выражении по каждому виду реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Аналогичные требования к форме Книги учета и порядку ее ведения содержались и в прежней редакции Порядка учета, утвержденного совместным приказом Минфина России и МНС России от 21.03.01 г. № 24н/БГ-3-08/419, введенного в действие с 1 июля 2001 г. и распространяемого на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 г.
Книга учета является основным документом, отражающим результаты деятельности индивидуального предпринимателя за налоговый период и содержащим показатели, необходимые для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, поэтому она заводится налогоплательщиком в начале каждого налогового периода и представляется налоговому органу для согласования формы ее ведения и заверения подписью должностного лица и печатью налогового органа.
И новая, и старая редакции указанного Порядка учета предусматривают возможность ведения Книги учета в электронном виде и выведения ее на бумажные носители по окончании налогового периода. Для этого индивидуальному предпринимателю в начале отчетного налогового периода следует обратиться с письменным заявлением в налоговый орган по месту учета и согласовать форму ведения Книги учета в электронном виде. Выведенная по окончании налогового периода на бумажные носители она должна быть пронумерована, прошнурована и заверена печатью налогового органа в начале очередного налогового периода одновременно с согласованием формы ведения новой Книги учета, в которой налогоплательщик будет отражать результаты своей деятельности в текущем налоговом периоде. При проведении проверки полноты и правильности отражения сведений, указанных налогоплательщиком в своей налоговой декларации, пронумерованная, прошнурованная и заверенная печатью налогового органа Книга учета вместе с первичными учетными документами представляется налогоплательщиком налоговому органу.
К сожалению, представленная в данном случае налоговому органу Книга учета не отвечает предъявляемым к этому документу требованиям ни по форме, ни по содержанию, поскольку не дает представления ни о видах осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности, ни о полученных им доходах и произведенных расходах по каждому виду деятельности, что в конечном итоге не позволяет установить правильность определения налоговой базы по налогу на доходы и подтвердить достоверность указанных в налоговой декларации сведений.
| 

Продается гостиничный комплекс "Корона Алтая".
905 000 000 руб.
+7-926-777-77- |

Продается гостиничный комплекс "Корона Алтая".
905 000 000 руб.
+7-926-777-77- |
|